Государственный историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы»
Укр Рус Eng
1709 2009

Девятый зал. Полтавский миф

Сразу после Полтавской битвы в России начали создавать героический миф об этом событии. Общее содержание так называемого «полтавского» мифа неоднократно изменялось в течение XVIII — начале XXI ст., но основная его сущность заключалась в нескольких главных положениях: «победа под Полтавой стала результатом развития экономики, на основе которой шло строительство новой, регулярной армии и флота»; «полтавская победа закрепила преобразования, которые осуществлялись в тяжелых условиях войны»; «полтавская победа сыграла чрезвычайную роль в судьбах народов новообразованной Российской империи, в частности «российского, украинского, белорусского» и укрепила «их вековечную дружбу и военное братство»; «победа под Полтавой была достигнута военным искусством, „с легким трудом и малой кровию“; ее следствием стала не „руина, а счастье человечества“».

Миф является основой любой идеологии, а иногда они взаимозаменяются. Именно поэтому «полтавский миф» вместе со многими другими прислужился формированию идеологии Российской империи, а впоследствие в несколько трансформированном виде и идеологии Советского союза.

Именно с идеологической целью в начале XIX века город Полтава, получив губернский статус, начинает постепенно превращаться в своеобразный памятник Полтавской битве. Здесь возводятся монументы в честь этого события, выходит большое количество литературы, а в 1909 году открывается первый музей Полтавской битвы. Его возглавляет инициатор создания заведения И. Ф. Павловский — преподаватель политической истории Петровского Полтавского кадетского корпуса, известный исследователь полтавской древности.

В то же время с созданием официального «полтавского мифа» Российской империей в украинском обществе формировался антимиф. Не имея в своих руках государственно-административных рычагов влияния на массовое сознание, сторонники украинской идеи в художественных произведениях, политических памфлетах и историософских трудах показывали трагические последствия Полтавской победы для последующей судьбы украинцев и объективные препятствия на пути получения Украиной независимости.

Знаковым событием для понимания цели и задач мифа и антимифа стала 200-летняя годовщина Полтавской битвы, которую отмечали в 1909 году.

С одной стороны, Российская империя громко отпраздновала эту годовщину пышными торжествами в честь победы в 1709 году по всей территории империи и в первую очередь в Полтаве.

С другой — сознательное украинское общество отметило 200-летие выступления И. Мазепы против московского господства, отметив память о гетмане и выдав обстоятельные исторические труды, посвященные этой фигуре и его эпохе.

В течение XX ст. противостояние мифа и антимифа продолжалось и закреплялось на уровне диаметрально противоположных достижений советской и украинской диаспорной историографий.

Сегодня цивилизованному сосуществованию разных народов, особенно тех, которые имели трагические периоды общей истории, стоит отказаться от любых мифов. Первым шагом до этого является понимание сути, цели и задач мифа, а также толерантное и почтительное отношение к павшим участникам событий 300-летней давности.

Экспозиция зала представлена архивными документами, редкими изданиями, монографиями, которые иллюстрируют процесс формирования и использования «полтавского мифа», а также современный процесс исследования тогдашних событий, направленный на отказ от использования мифов в будущем, расширение наших знаний относительно фактического хода событий Великой Северной войны и Полтавской битвы.

Сделано в Веб-мастерской «Фокс»
Обмен ссылками
© Государственный
историко-культурный заповедник
«Поле Полтавской битвы»